8 (812) 714-28-59 Поиск
EN
RU

Петербуржцы оторвались под рок и классику на фестивале "Дым над водой"

Вместо декораций – перспектива водной глади, вместо кресел для тысяч зрителей – сочная трава склона, вместо сводов концертного зала – солнце на чистом небе, уходящее в закат. На сцене 70 классических музыкантов полного состава симфонического оркестра. А всё вместе – фестиваль «Дым над водой. От классики до рока».

Conquistador Procol Harum звучала первой на гала-концерте 27 июля. Именно с этой композиции полвека назад начались эксперименты по слиянию и смешению, казалось бы, несовместимых стилей – классики и рока. Группа Procol Harum исполнила с симфоническим оркестром композицию Conquistador на фестивале в Торонто в 1967 и поразила весь мир. В последние 20 лет подобные эксперименты «настигли» и нашу страну. Но чаще всего инициаторами музыкальных экспериментов становились рокеры, а не классики.

У фестиваля получилась своя особая атмосфера, потому что придумал и воплощает его вместе со своим симфоническим оркестром классический музыкант – маэстро Михаил Голиков. Он говорит, что без классики не было бы рока. И потому играет для людей, уютно расположившихся на пледах, Римского-Корсакова и Грига. Композиции «ливерпульской четверки» исполняют в форме Сoncerto Grosso No.3 (кончерто гроссо) словацкого композитора Питера Брейнера с соло на скрипке, а Баха сама природа его произведений делает роковыми.

Впрочем, «хулиганили» и перемешивали на фестивале всё и все. Два дня на Красном озере были полны сюрпризов. Джазовая певица Этери Бериашвили, оказывается, поёт Somebody to love группы Queen так, что мурашки по коже. Португальские рокеры Blind Zero «рубят» авторский рок вместе с скрипачом-виртуозом Педро Карнейро. Московский оперный певец Дмитрий Янковский «раскачивает» публику под кроссоверы «Перемен» и «Ленинград». Раскачивает так, что на траве уже никто не сидит. Все поют, танцуют, показывают «козы», качают руками по всем правилам рок-концерта. Впрочем, на сцене во время его номеров тоже нечто «неклассическое», потому что виолончелист и контрабасист распустили «приличные» хвосты и машут «хайрами». Не слишком ли? Нет, если пройти по грани и не скатиться в пошлость.

Контрасты не станут гармоничными, если не тщательная и долгая работа над ними. Так, например, если разобрать кроссоверы, которые исполняет оперный певец Дмитрий Янковский, то в каждом из них мы увидим логику и сложную семантику. «Перемен» Цоя исполняется на мотив «Танца рыцарей» Прокофьева (тут можно вспомнить о борьбе кланом Монтекки и Капуллети, и об обществе, которое нуждалось в переменах), русская народная «Ой, мороз, мороз…» неслучайно соединена с саундтреком к «Игре престолов» («Зима близко», - скажут поклонники сериала), композиция группы «Ленинград» переходит в Чардаш В. Монти (который в своей эпохе тоже считался «музыкальным хулиганом»), а у «попсы» «Иванушки International» и оперы «Кармен» оказалось много общего в построении композиции и в смыслах – «Хабанера» и «Тучи» - песни о непостоянной любви.

Всего на фестивале работало три сцены. Главная - на берегу Красного озера, в естественном амфитеатре долины Коробицыно. Малая - на вершине склона для «Народного караоке». Третья – детская сцена на территории горнолыжного центра «Золотая долина», где школьники учились быть рокерами.

За два дня в Коробицыно на склонах Красного озера побывало, по подсчетам волонтёров, около 5 тысяч зрителей совершенно разного возраста и эстетических предпочтений. Каждый открыл для себя новый культурный пласт, да и просто «оторвался» под классику.