8 (812) 714-28-59 Поиск >

Наталия Петрова: «Концерт этого года полон сюрпризов...»

– Говорят, за каждым великим мужчиной стоит великая женщина. Вы оба – творческие личности, однако прожили с Андреем Павловичем более полувека. Какие это были годы?

– Мы познакомились на первом курсе консерватории в 1949 году. Как-то на лекции я получила записку от однокурсника: «Из всех девочек нашего курса ты нравишься Андрею больше всех». Конечно, после этого я не могла остаться равнодушной и стала присматриваться к этому юноше. Он был очень-очень застенчивым, не очень разговорчивым, во всем его облике было что-то романтическое. Как-то незаметно мы оказывались вместе то в библиотеке, то на концерте в филармонии. А после первомайской демонстрации, отделившись от всех, пошли в другую сторону, и, как оказалось, на целых 55 лет! Нас сближала любовь к музыке, театру, литературе, путешествиям… Доверие и уважение к интересам друг друга, независимость.

– Правда ли, что Андрей Павлович не собирался становиться композитором?

– Андрей действительно в юности мечтал стать писателем. Будучи в эвакуации в далеком Ленинске-Кузнецком во время войны, он перечитал все книги из местной библиотеки и сам начал писать и оформлять рисунками свои рассказы. Но, вернувшись в Ленинград и посмотрев в кинотеатре «Балтика» фильм «Большой вальс» о жизни Иоганна Штрауса, он резко повернул курс, решив стать композитором.

Андрей был очень собранным и внутренне организованным человеком, долго обдумывал и вынашивал замысел. А для этого, конечно, требовалось уединение. В доме знали: когда Андрей работает, шуметь и отвлекать его нельзя.

– Андрей Павлович написал музыку более чем к 50 фильмам и работал со многими легендарными режиссерами. С кем-то складывались дружеские отношения?

– Работа в кино – особые страницы в  творчестве композитора. Все началось в 1961 году с оглушительного успеха фильма «Человек-амфибия». Это был первый художественный фильм, в котором его композиторский дар выплеснулся с необычайной щедростью. Песенка о морском дьяволе «Нам бы, нам бы всем на дно» стала, как бы сейчас сказали, всесоюзным хитом.

Этот фильм увидел режиссер Георгий Данелия. Ему понравилась буйная фантазия и мелодическая одаренность композитора, и он решил с ним сотрудничать. В 1962 году они начинают работать над фильмом «Путь к причалу».

Дебют оказался удачным, и впоследствии они сделали вместе еще ряд замечательных картин. И хотя они жили в разных городах и виделись нечасто, но были очень близки и дружны. А Эльдар Александрович Рязанов, увидев фильмы Данелии с музыкой Петрова – «Путь к причалу» и «Я шагаю по Москве», также заинтересовался этим молодым композитором. Вальс из их первого совместного фильма «Берегись автомобиля» стал как бы визитной карточкой Андрея. Эти два художника создали вместе еще 12 фильмов. Бывая в Ленинграде, позже в Петербурге, Рязанов всегда был желанным гостем в нашем доме.

– Радовал ли Андрея Павловича тот факт, что его дочь тоже стала композитором и даже соавтором, а внучка – певицей?

– Естественно, как любой отец, он радовался успехам дочери. И хотя, скорее всего, ее юношеские сочинения были не близки ему по стилю, он всегда очень уважительно относился к ее творчеству. Они вместе написали музыку к телесериалам «Петербургские тайны» и «Саломея» и два мюзикла – «Капитанская дочка» и «Синяя птица». Что же касается внучки Мананы, к сожалению, он не застал ее в наиболее успешных театральных работах – мюзиклах «Чикаго», «Бал вампиров», «Русалочка» и других.

Но она успела принять участие во многих его концертах. И надо сказать, что если бы Андрея не удовлетворяло качество исполнения Мананой его музыки, ей бы не помог тот факт, что она его внучка, и в концертах она бы не принимала участия.

– Концерт к  Дню города «Петербург Андрея Петрова» стал уже хорошей традицией, но каждый раз удивляет новизной подхода. Какие сюрпризы ждут зрителей 30 мая?

– Концерт этого года полон сюрпризов. Это и сцена из балета «Пушкин», и фрагменты мюзикла «Капитанская дочка», Светлана Крючкова и Николай Мартон, читающие стихи под звуки арф. Первое отделение – это Петербург XIX века, ожившие гравюры с  изображением города на экране и сочинения, так или иначе связанные с этой эпохой. А второе отделение вернет нас в сегодняшний день, в бурлящий город. На сцене три коллектива – симфонический оркестр «Таврический», JAZZ PHILHARMONIC ORCHESTRA и  ансамбль ударных инструментов MarimbaMix. И, конечно, прекрасные солисты: Олег Погудин, Юрий Шевчук, Анна Малышева, Иван Ожогин, Манана Гогитидзе, Вера Свешникова, Антон Авдеев… И наши верные друзья и постоянные участники концертов – музыкальный театр детей «Радуга» под руководством Марины Ланды и Сергея Васильева.

Любому автору дорого каждое его произведение. Думаю, что и Андрей не исключение. Может быть, наиболее любимыми были балет «Сотворение мира» и симфония-фантазия «Мастер и Маргарита». Пожалуй, и мне эти сочинения особенно дороги.